Накануне дня памяти перенесения мощей святителя Николая мы побеседовали с отцом Николаем о мыслях на самоизоляции, пути к священству и Достоевском.
1. Христос воскресе, отец Николай! Начнём, пожалуй, с самого ожидаемего вопроса. Поделитесь Вашими мыслями относительно текущего периода самоизоляции. Как Вы думаете, на чем нужно сконцентрироваться? И какие советы можете дать на каждый день?
О. Николай: Период самоизоляции - это время, которое Господь дал каждому человеку, чтобы наконец-то побыть с тем, с кем мы так редко остаемся наедине - с самим собой. Нам дано это время, чтобы мы могли собраться с мыслями, посмотреть на себя и поработать над своим духовным состоянием, над своей душой. Например, через чтение деяний святых отцов и Священного Писания, которое многие даже в период Великого Поста не всегда находят время прочитать. Вот теперь нам дали это время.
Теперь у нас есть время поработать и над своими мыслями, сфокусироваться - о чём я думаю в этот момент? - и перестроить свои мысли на общение с Богом.
Что это означает для нас? Вот например каждый день с утра встали прочитали утренние молитвы и выделили дополнительно полчаса на чтение Апостольских посланий или Деяний святых Апостолов, ведь сейчас идут Пасхальные дни!
2. Как мы знаем, Ваш небесный покровитель, святитель Николай очень любим в народе. Как думаете, почему? Как людям не перейти границу между почитанием святых и верой уже в некие магические свойства того или иного святого? Как правильно «выстраивать» общение со своими покровителями - святыми, имена которых мы носим?
О. Николай: Действительно, св. Николай очень почитаем в народе. Конечно, при жизни он имел такой дар помогать людям в их житейских, материальных и духовных проблемах. Но я хочу всех предостеречь - в первую очередь мы должны молиться святому не о выполнении просьбы, а молиться ему как личности, которая предстательствует за нас перед Богом.
Почитать святых важно не только тогда, когда приходим к ним со своими прошениями, а всегда. Важно не остаться только в потребительской плоскости, а почитать, молить святого и просить его помощи, чтобы он молился за нас Богу.
Могу сказать, что мой личный опыт очень богатый в отношении покровительства святителя Николая. Он мой небесный покровитель и сыграл в моей жизни большую роль. Даже когда я в разных жизненных ситуациях забывал молиться ему – он всегда помогал без моей просьбы об этом. Для меня святитель Николай очень дорог и я с благоговением почитаю его как покровителя и предстателя перед Богом в своих молитвах.
Для каждого человека, не только для Николаев, очень важно молиться своему небесному покровителю. Вот смотрите - при рождении Господь «приставляет» к человеку ангела хранителя, который оберегает нас на протяжении всей земной жизни. При крещении человеку нарекается имя в честь святого, который также по жизни молитвенно помогает и оберегает нас. Невидимая духовная связь со святым покровителем - она живая, она реальная и она должна присутствовать в жизни верующего человека. Молитва со своим святым покровителем – это живой диалог о помощи, о бедах и радостях.
В молитве своему святому покровителю ощущаешь его реальное присутствие и его представительство за тебя перед Богом.
3. Отец Николай, хотя сейчас мы и ограничены в передвижениях, хочется поговорить о паломничествах в святые места. Как относитесь к таким поездам? Какие Ваши любимые места для паломничества?
Основной смысл – почему люди паломничают – это желание поклониться святому, помолиться и попросить его помощи. Паломничество, можно сказать, подстегивает человека к молитве, напоминает ему о святом, и самое главное – человек реально ощущает благодать Божию по молитвам это святого, это очень важно.
При это важно найти свою золотую середину. Если человек просто ездит каждую неделю- это не совсем правильно, размывается смысл. Паломничество – это сердечное желание и цель - помолиться и поклониться святому. Для совершения паломничества важен внутренний духовный настрой.
Я очень люблю ездить к отцу Иоанну Кронштадтскому. Всегда когда я там бываю и молюсь, я наблюдаю особое ощущение близости со святым. Чувствую его особое присутствие вот здесь, рядом с собой.
4. А как Вы, батюшка, стали священником? Была ли в детстве какая-то профессия мечты?
Можно сказать, что путь складывался с самого раннего детства. Воцерковила меня мама, лет с пяти родители уже брали меня в храм, дальше - воскресная школа. Уже в 9-ом классе созрела мысль пойти учиться в духовную семинарию.
Мое воцерковление пришлось на начало 90-х и конечно это был непростой период. Сознание людей еще не перестроилось, только начали открывать храмы, отношение к вере было неоднозначное, а часто и негативное. Стоит сказать что в школе приходилось сталкиваться с разными ситуациями, во 2-м классе учитель при всех отчитала меня за то, что я ходил в храм, конечно и отношение одноклассников к моей воцерковленности было часто негативное. Безусловно, нельзя сравнить такие детские «страдания» с жизнеописаниями подвижников 20-ого века, но как для ребёнка для меня это были определённо тяжелые моменты жизни, где на прочность проверялась моя вера.
Может быть, вспоминая те годы, сейчас я всегда с особой радостью прихожу в нашу Воскресную школу при храме. За прошедшие 30 лет ситуация в обществе и отношение к вере кардинально поменялись. Я счастлив иметь возможность пообщаться с детьми, рассказать им о Боге, о Законе Божьем, о христианских праздниках.
5. Расскажите поподробнее о годах учебы уже в духовной семинарии? Какие Ваши самые яркие впечатления?
Когда я поступил в семинарию, со мной поступило и много моих ровесников, лет по 17-18, и это был самый большой курс на то время – 12 человек. Сложно ответить за всех, кто пошёл по такому пути сознательно, кто по желанию родителей или следуя другим мотивам, но явственно ощущалось то что все мы пришли получить духовное образование. У всех было горячее желание служить Богу в том или ином церковном ранге. И почти все доучились, успешно закончили и сейчас служат в храмах Москвы и Петербурга.
Конечно, за время учёбы появились друзья, и мы стараемся общаться и дружить дальше. И конечно, после общих церковных мероприятий мы стараемся собираемся и общаемся с однокурсниками, стремимся поделиться опытом, обменяться мыслями. Стремимся сохранить эту добрую дружескую традицию.
Батюшка, поделитесь, какое было самое сложное послушание для семинаристов?
Скажу честно – конечно это ночное чтение неуспыаемой Псалтыри, когда молодым ребятам после учебного дня и участия в богослужениях приходится вставать ночью иногда в 2 иногда в 3 часа. Я был ответственным во время учебы за распределение «расписания» чтения псалтыри и могу сказать, что частенько приходилось самому ходить читать в это «неудобное» время.
7. Не могли бы Вы посоветовать, какие произведения можно почитать, пока ещё действует карантинный режим и у многих есть свободное время, и/или посмотреть фильм?
Я уже говорил о важности чтения Священного Писания и Деяний Святых апостолов, но не стоит забывать и о классической литературе! Например можно почитать Фёдора Михайловича Достоевского - он был человеком глубоко верующим и его произведения пронизаны исследованиями глубин души. Для времени самоизоляции это чтение может оказаться очень кстати и открыться с нового ракурса.
Достоевский как психолог, исследовал душу, и многие его мысли можно взять на вооружение, а в каких-то его словах найти подтверждение и своим убеждениям или событиям из жизни, узнать себя.
Фильмы, которые и сам иногда пересматриваю - «Остров» Павла Лунгина, или фильм «Поп» Владимира Хотиненко – это назидательные картины, позволяют с разных сторон посмотреть на темы веры.
8. Батюшка, благодарим за Ваши ответы. В завершении нашего интервью, хотели бы спросить - с каким «девизом» вы идёте по жизни? Какая мысль или фраза или история укрепляет вас и даёт вам сил каждое утро?
Самое главное, что меня «держит на плаву» это вера в Бога и вера Богу.
Зачастую все мы ходим в храм, молимся бывает, хорошо молимся, бывает - машинально. Но когда происходят в жизни грустные моменты, надо обязательно вспоминать: «Я верю Богу, доверяю ему!». С этим девизом я стараюсь идти по жизни. Стараюсь исполнять заповеди в жизни, к людям относиться хорошо.
Ведь сказано «Возлюби ближнего как самого себя». А чтобы научится любить – надо ставить каждого человека, который нам в жизни встречается - вместо себя, и уже так с ним разговаривать, как с самим собой. И тогда будет и сострадание, и понимание и любовь. Это самое важное в жизни человека. Невозможно любить Бога, когда мы недолюбливаем человека рядом с собой.
Как сказал Апостол Павел – «любовь долготерпит». Нужно к каждому человеку проявлять терпение и понимание. И в терпении родится любовь.
Храни Вас Бог и доброго здоровья всем вам!