Важно знать

Слово в Великий Пяток

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня не солнце лучи сокрыло. Сегодня больше ― Творец солнца в гроб заходит. Сегодня Спаситель мира, исполняя дела любви Свои, в полноте страдает ради спасения рода человеческого и плотью Своею растерзанною, снятою со креста, полагается во гробе, преходя врата смертные, чтобы мы смерти не боялись, потому что за этой смертью ожидается Его Святое Воскресение.

Но радость о Воскресении ― она ещё будет. Она хранится с надеждой в сердцах верующих. Но в сегодняшний день сердце каждого человека погружено во мрак печали, во тьму величайшей скорби. И скорбь эта связана с теми событиями, которые воспоминает сегодня Святая Церковь. Нет, они не отдалены от нас двумя тысячелетиями, они не отдалены от нас самим местом географически, они не отдалены от нас, потому что и мы являемся участниками страданий Христовых и Его Святого Воскресения в своих бессмертных душах.

Каждый сегодня, слушая слова Святого Евангелия о распятии Господнем и о Его страданиях, и о Его погребении, говорит каждый по отношению к себе словами канона Страстей Христовых: «Знаю, Господи, знаю, кто повинен в страсти Твоей: аз, я многими грехами своими распял Тебя».

Не было бы грехов наших, если бы прародители наши не согрешили, если бы они не отступили от Бога, а потом и всё поколение, которое родилось от них, и не было бы такого страдания, не было бы страдания Самого Бога, не было бы той величайшей скорби и той величайшей беды, которую переживал не только род человеческий, но и вся природа, когда земля потряслась и солнце лучи свои сокрыло. Мы переносимся умом своим к тем страданиям Христовым, к той горе Голгофе близ Иерусалима, мы видим и растерзаемся утробой, по словам канона, вместе с Его Пречистой Матерью. Мы братья и сестры, слышим сегодня безумный хохот толпы, крик: «Распни Его, распни!», смех: «Если многих спасал, Себя ли не спасёт? Сойдёт со креста, уверуем, что Он Сын Божий».

Эту безумную толпу не трогали ни слёзы Матери, Которая стояла тут же у креста, ни величайшая скорбь Его любимого ученика, который не оставил Своего Учителя до распятия и стоял у креста вместе с Царицей Небесной, своим присутствием утешая Её вместе с немногими женами-мироносицами, которые остались с Ней. Где тысячи народа, которые ходили вслед за Христом, когда Он исцелял их? Где тысячи народа, которые Он насыщал пятью хлебами и несколькими рыбами? Где тысячи народа, которые спрашивали Его, слушая Его учение, и с восторгом относились к словам, сказанным Им? Где эти тысячи народа? Да вот они, эти тысячи народа, перед крестом стоят. Да только не скорбь о безумстве в их устах, а уста их в безумстве, и на свою главу глаголят: «Кровь Его на нас и на детях наших. Распни Его, распни! Если Он Христос ― Сын Божий, пускай сойдёт со креста!» И многие другие безумные глаголы раздаются из уст тех, кто вчера ещё ходил и пользовался благами и искал этих благ земных, здоровья, наставления, пищи от Того, Которого сегодня распинал.

И сегодня перед нами предстаёт образ благоразумного разбойника. Почему его Церковь назвала так ― «благоразумным» разбойником? Да, он был разбойник, он совершил множество преступлений. В глазах человеческих он был достоин распятия как злодей, был достоин страшной казни, страшной смерти. Но перед лицом безумствующей толпы он единственный словами покаяния обнаруживает страдания своей души о своих грехах. Когда другой разбойник, с ним распятый, поносит Христа и говорит: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас», то этот разбойник благоразумный среди страшнейших мук и страданий от растерзанных ранами рук и ног, вися на кресте, обращается к своему сотоварищу разбойнику со словами: «Не ты ли Бога боишися? Мы по делам своим принимаем, а этот Праведник за что терпит?» И посреди смеха безудержного толпы и гласа безумных, он в муках обращается ко Христу и говорит: «Помяни мя, Господи, егда приидеши, во Царствии Своем».

И Господь, слыша этот надрывный среди страданий голос, в страданиях обращается к нему с кротким ликом за его покаяние, за его праведные слова, обличающие безумства всей толпы и произносит слова (не те слова, которые Он произнёс толпе: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34)). Но тут слова неизмеримо большей награды: «Ныне со мною будеши в раи».

Посреди этих страданий ― скорбь Божией Матери и скорбь любимого ученика. И здесь Христос, исполняя закон любви, потому что Он — Законодавец этого закона, как Бог Истинный, обращаясь к Своей Пречистой Матери, зная Её страдания, говорит, кивая на Иоанна Богослова: «Жено, се сын Твой» (Ин. 19:26‒27), а ему: «Се Мати Твоя». Он усыновил Иоанна Богослова Божией Матери, а Божию Матерь поручил Своему любимому ученику. И с тех пор ученик взял Царицу Небесную как родную Матерь и до самого Пречистого Её Успения заботился о Ней.

Слова любви, слова заботы посреди страданий… И ведь не только телесные были страдания у Христа, поскольку он был Бог воплотившийся, Он страдал ещё и из-за этих людей, Он от этих людей страдал. И сердце Его страдало. Как, например, сын оскорбляет свою мать, она обижена бывает, но плачет больше от той скорби, которую порождает в ней любовь к сыну: почему же он так поступает, что же он делает, безумец, со своей матерью? И от этого ещё больше скорбь материнская о безумном своём чаде.

Вот так и скорбь Господня о Своих чадах. Так и Его надрывная скорбь о тех, кто у креста стоял и кричал: «Распни Его, распни!» Потому и умоляет Он: «Господи, прости им, не ведают, что творят» (Лк. 23:34). Действительно не ведали.

Но величайшая скорбь ещё была при этом у Царицы Небесной, Которая стояла у креста. Это была не просто скорбь Матери, это была не просто страшная материнская скорбь, которая пронзила сердце Ей. «Оружие душу твою пройде», ― говорил Ей Симеон Богоприимец. И воистину эта скорбь, как орудием острым поражала душу Её. С одной стороны, Она вспоминала, что Того, Кто сейчас заливался кровью и мучился, на древе распятый, носила как Младенца на руках. Это Она бежала с Ним в Египет, скрывая Его от врагов. Это Она защищала Его там, не имея где головы преклонить, склоняясь над Ним во времена непогоды. Это Она, не имея, где обмыть Его, купала Своими собственными слезами. И вот Того Младенца, Который возрастал на Её глазах, Который был любим Ею как Сын Единородный, Она сегодня видит растерзаемого от толпы и ничего сделать не может как Мать. На Её глазах мучают Её Сына, а Она ничего сделать не может.

Но не только эта скорбь была у Божией Матери. Ещё большая скорбь, братья и сестры, была у Царицы Небесной, потому что Она знала тайну Боговоплощения. Она знала, что Он зачат без мужеского семени, по слову Архангела. Она знает и помнит, как Её поставили с чистыми девами в храме Иерусалимском, когда Она на сороковой день принесла Его туда. Это Она слышала славословие ангельское во время Рождества: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14). Это Она видела пастухов, которые поклонялись Её Младенцу в убогих яслях как Богу Истинному, явившемуся в мир и принявшему на Себя плоть человеческую. Это Она слагала в сердце Своём многие глаголы и истинно знала, что это не просто Её Сын, это не просто Человек, это не просто Праведник, не просто Пророк ― это Вторая Ипостась Святой Троицы ― Бог Слово, Творец мира, принявший от Её смиренной Пречистой Утробы плоть Себе ― сегодня распинается от рода человеческого.

Представьте, для верующего сердца какой ужас осознавать, что тварь распинает своего Создателя. Природа содрогается, братья и сестры, земля трясётся, солнце лучи скрывает ― как ночь стала на земле. Люди смеются. Это потом они будут уже бить себя в перси, в унынии расходясь с места преступления, потому что радости не принесла им смерть праведника, которую они по наущению фарисеев и книжников так жаждали, так за неё вопияли. Люди расходились, бия себя в перси, с позора сего. А стражник язычник Лонгин, видя происходящее, говорил: «Воистину Человек сей был праведником».

И вот Божия Матерь стоит у креста, и представьте, какой ужас охватывает Её душу, какие чувства в Её душе… Видели ли вы когда-нибудь на похоронах, как мать хоронит своего ребёнка? Видели вы, братья и сестры, как мать откачивают, отливают водою на похоронах её сына, который раньше неё умирает? Остался ли кто из вас равнодушным к этой беде и скорби? Вот сегодня такая скорбь у нашей Царицы Небесной. И мы вместе с Ней сострадаем и стоим у плащаницы, и сейчас будем читать канон на плач Божией Матери.

Святые отцы, проникая разумом своим богодухновенным в те события, влагают в уста Божией Матери потрясающие слова, которые Она говорит по отношению к распятому Своему Сыну, лежащему на плащанице. Мы в сегодняшний день, братья и сестры, будем плакать вместе с Божией Матерью, будем содрогаться вместе с Нею, будем скорбеть и тужить с Иоанном Богословом, истинным и верным учеником Христовым, Которого все мы последователи.

Да не прячется сегодня никто из нас по своим домам и квартирам праздности ради или страха ради иудейского. Сегодня все спешим в храмы приложиться к лежащему не в яслях, а на плащанице Христу Спасителю. Ему, спеленатому в яслях, поклоняясь, прежде смирну принесли волхвы. Мы же сегодня любовь сердечную принесём, слёзы свои принесём, души наши принесём к подножию плащаниц, стоящих в храмах Божиих. Сегодня да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничего в себе да не помышляет кроме страшного события ― люди распяли своего Бога.

Благодетеля, братья и сестры, многие почитают и жалеют, и делают ему приятное. А здесь Творца, Который постоянно печётся о роде человеческом, таким беззаконием увенчали за сотворение всего этого прекрасного мира. Царя твари увенчали венцом терновым. Его, с любовью руками создавшего человеки, били по голове тростью. Ему, исцелявшему слепых, плевали в глаза и смеялись над Ним. Его, Который одевает землю цветами, и о каждом Своём творении промышляет, одевают сегодня в насмешку в ложную царскую одежду ― багряницу. Того, Который восставлял мёртвых, осуждают на смерть. Того, Кто кормил тысячи, сегодня напояют желчью и уксусом. Того, Кто исцелял расслабленных и парализованных, скорченным давал здоровье, исцелял множество болезней, сегодня бьют кнутом. И как говорит Иоанн Богослов, если обо всём говорить, не хватит во всём мире пишемых книг. В Его пречистые ноги вонзают гвозди ― это в те ноги, которые ходили по земле нашей грешной, проповедуя нам Евангелие Спасения. В Его пречистые руки вонзают гвозди ― это в те руки, которыми Он, прикасаясь, исцелял, и которыми Он воскрешал умерших. Это за то, что Он напоил прежде из камня водою народ израильский, Его напояют желчью и уксусом. Это сегодня Его, Который с любовью к роду человеческому относится от начала создания мира, прободают копием беззаконники.

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, стоим у плащаницы Господней. Вчера мы стояли у распятия, читали Евангелие о Страстях Господних, проникаясь в страницы этого повествования. Сегодня мы стоим в растерянности и недоумении: «Господи, да как же Ты, Творец мира, хочешь затвориться в малой, убогой пещере, в гробе? Как же Ты, дающий жизнь всему сущему, как же Ты сегодня, как мертвец, погребаешься и повиваешься пеленами?»

С Божией Матерью сегодня, братья и сестры, плачем. Плачем на каноне, который называется канон на плач Божией Матери. И вместе с разбойником в сегодняшний день в сокрушении сердца припадая к язвам Христовым, которые из-за наших грехов нанесены нашему Спасителю, мы сегодня, как и разбойник, говорим: «Господи, да мы по грехам своим терпим то, что есть у нас. За что Ты страдаешь? Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Аминь.

Святогорский епископ Арсений, 2008 г.

https://dzen.ru/a/YghZ0dBJI3DsJkKC