Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы — удивительный праздник. Мы празднуем день смерти, окончания земной жизни Богоматери. И даже небесные силы радуются этому событию: «Славят Твое успение Власти и Престолы, Начальства и Господства, Силы и Херувимы, и страшные Серафимы». Какова же природа этой радости? Ведь в человеческом сознании прочно закрепилось отношение к смерти как к неизбежному злу. А похороны точно никто не назвал был счастливым событием. Но Дева Мария являет нам пример диаметрально противоположного отношения к смерти. Она ждала этого дня, потому что знала, что смерть физического тела станет началом пути в вечность.Священное Предание и установление праздника
Библия не содержит никаких свидетельств об Успении Богородицы. Откуда же мы знаем о них? Дело в том, что все источники, из которых мы можем почерпнуть информацию о нашей вере, событиях земной жизни Спасителя и апостолов, а также найти ответы на другие важные вопросы, делятся на Священное Писание и Священное Предание.
Священное Писание хорошо нам известно. Это книги, входящие в Библию. Предание же не столь строго структурировано. Его можно сравнить с семейными преданиями, которые из поколения в поколение бережно передаются и хранятся для потомков. Мы с вами - дети Церкви. Можно сказать, что мы - большая семья православных христиан, которая тоже хранит свои предания. Они восходят к апостольским временам, сохраняются и передаются неизменными до наших дней. Именно благодаря Священному Преданию мы знаем и обстоятельства окончания земной жизни Пресвятой Девы Марии.
Итак, где же описаны события преставления Богородицы? О событиях Успения и погребения известно из поздних апокрифов: «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (конец V, или начало VI века), «Письмо Псевдо-Дионисия Ареопагита к Титу», «Слове Иоанна, архиепископа Солунского» (VII век), «коптское сказание об исходе» (VII век), «латинское сказание об исходе» (VII век), «армянское сказание об исходе» (VII век). Один из таких апокрифов помещён в «Истории Церкви» Никифора Ксанфопула. Такое положение вещей легко объяснимо.
Дело в том, что общецерковное почитание Богородицы было установлено только в V веке, на III Вселенском соборе. Именно поэтому многие подробности жизни Девы Марии были забыты или утеряны. Но они жили в преданиях в Поместных Церквях. Например, в Иерусалимской, где уже в IV веке был установлен особый день почитания Богоматери именно 15/28 августа. Такая же традиция сложилась и в Армянской церкви.
Окончательно традиция праздновать Успение 28 августа была закреплена в 595 году императором Маврикием.
Честное преставление Богоматери
«Подоба́ше самови́дцем Слóва и слýгам и éже по плóти Ма́тере Егó успéние ви́дети, конéчное ели́ко на Ней та́инство». Из Священного Предания мы узнаем, что Дева Мария была предупреждена о своей скорой кончине архангелом Гавриилом. Как некогда он возвестил ей о великой радости, что от нее родится Христос, так и сейчас архангел принес радостную весть. Ведь теперь Богородица снова могла соединиться со своим предвечным Сыном. Как и в первый раз, Богородица со смирением и кротостию принимает слова архангела Гавриила. Она просит только об одном - проститься с апостолами. И Господь являет чудо: все апостолы собираются в Иерусалиме, в доме, где жила Матерь Божия.
Представьте мир, кардинально отличающийся от нашего: там нет телефонов, интернета, быстрых перелетов между странами. Даже нет возможности отправить срочную телеграмму. Путешествия занимают месяцы и даже годы. А у Богородицы на земле оставалось три дня.
Как повествует Предание, Ангелы на облаках принесли апостолов со всего света, чтобы они могли проститься с Матерью Господа своего и достойно погребсти ее. Святитель Димитрий Ростовский так описывает дальнейшее: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».
После этого Богоматерь почила, и апостолы свершили погребение ее тела в гробнице, где уже покоились тела родителей Девы Марии, Иоакима и Анны.
Иконография праздника
Если мы посмотрим на икону праздника Успения, то увидим на ней рассказ о событии в красках. Вот сама Пречистая Дева лежит на смертном одре. Лик ее умиротворен и светел, как будто смерть стала для нее радостным и светлым днем. Около одра собрались апостолы. Процессию защищают Ангелы с мечами. А сверху за всем этим наблюдает сам Господь Иисус Христос, на руках которого мы видим душу Богородицы в виде младенца в белоснежных одеждах, символизирующих ее чистоту и рождение в вечную жизнь.
Если присмотреться к одру Богоматери, зачастую можно увидеть кисти рук, лежащие на нем и маленького человека, стоящего рядом. По преданию, иудейский первосвященник Афония решил опрокинуть одр с телом пречистой. Но как только он вознамерился сделать это, невидимая сила отсекла кисти его рук. Пораженный произошедшим, он познал силу Божию, раскаялся в своем намерении и уверовал во Христа.
Матерь Жизни
Итак, апостолы похоронили Богородицу. Но по промыслу Божию, с ними в день погребения не оказалось апостола Фомы. Только на третий день после Успения Пречистой Девы он был применен из Индии, где проповедовал Евангелие, в Иерусалим. Он изрядно удивил других апостолов, когда потребовал открыть гробницу. Апостолы были в недоумении, но решили, что он настолько опечален, что хочет проститься с Девой Марией хотя бы с опозданием. Каково же было их удивление, когда тела Пречистой в гробнице не обнаружилось! Тогда апостол Фома признался, что во сне Богородица явилась ему и он увидел, как она возносится на небо. В кондаке праздника поется: «Богородицу <...> не удержали гроб и смерть; ибо Её как Мать Жизни привёл к жизни [Христос]».
Вечером Богородица явилась апостолам и повелела радоваться и обращаться к Ней с просьбами о помощи.
Особая служба
На Успение бывает особенная служба. Дважды в год мы видим в центре храма плащаницу: первый, когда вспоминаем о крестной смерти и положении во гроб Христа; второй, когда вспоминаем Успение Божией Матери. И только два раза совершается особенный торжественно-скорбный чин погребения плащаницы. Даже тексты, сопровождающие священнодействие, составлены в одном смысловом ключе и перекликаются.
Как плащаница с изображением Христа Великую Субботу, так и плащаница с изображением почившей Богородицы полагается на середине храма. Священники выстраиваются перед ней, и в благоговейной тишине, только при свете свечей поются Непорочны. Свое название они получили от начальных слов первого псалма 17 кафизмы: «Блажени непорочнии в путь...». Непорочны делятся на три статии (части) и полностью посвящены Деве Марии, как и следующие за ними особые тропари с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». Затем читается Евангелие и начинается пение канона, в котором снова нам рассказывается о событиях тех дней. По сути, до Великого славословия служба идет своим чередом. Но при пении заключительного «Святый Боже» священники снова выходят из алтаря, берут плащаницу и обносят ее вокруг храма. Это торжественная и скорбная процессия как будто позволяет нам с вами пережить те же чувства, которые переживали апостолы, когда несли к гробнице тело Пресвятой Богородицы.
Завершилась земная жизнь Той, что стала проводником в этот мир Спасителя, без Которой не состоялась бы искупительная жертва, не были бы открыты врата рая для человечества. Но Богородица не скорбит об окончании земной жизни, не просит отсрочить час смерти. Она знает, что скоро снова соединится со Христом.
Пречистая Дева являет нам с вами пример истинно христианского отношения к жизни и смерти, радуясь новому этапу, ведь умирая мы рождаемся к жизни вечной, жизни со Христом. А это то, к чему должен стремиться каждый христианин.