Важно знать

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Множество великих и глубоких по значению и содержанию праздников отмечаем мы в течение церковного года: двунадесятые, посвященные Господу и Богородице, дни памяти икон и святых. Но особенно среди них выделяются две даты: Рождество Христово и Пасха. Две главные смысловые вершины, Альфа и Омега дела нашего спасения.
Сегодня речь пойдет про Рождество, главное зимнее событие для христиан. 


Подготовка
Подготовка к этому великому праздника начинается задолго до 7 января. 28 ноября мы начинаем говеть, то есть, поститься. Службы и песнопения тоже перестраиваются. И хотя нет в период Рождественского поста особых постовых песнопений, уже на всенощном бдении под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) впервые начинают петься рождественские ирмосы: «Христос рождается, славите». Ведь рождение Богомладенца невозможно без Девы Марии. Казалось бы, Бог настолько всесилен, что мог прийти в мир любым образом. Он мог явиться как грозный царь, воин или судья всех людей, мог явиться с громом и молниями, во всей славе и величии. Но сам Христос сказал, что Он пришел исполнить пророчества о Себе. 


Пророчества 
Первое пророчество о явлении Мессии прозвучало ещё в Эдемском саду. Бог, за грехопадение изгоняя из рая первых людей, по Своей милости и любви к роду человеческому обещал, что спасение всё же станет возможно, грех будет искуплен. «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3, 15). В данном пророчестве под образом змея христианская Церковь понимает падшего ангела Божия Денницу – сатану, дьявола. Под женою понимается Дева, от Которой должен был родиться Спаситель. Именно поэтому так важна Пресвятая Богородица. Она – часть древнейшего пророчества, которое тысячелетиями давало надежду людям и подкрепляло их веру. 
В конце книги Бытия есть еще одно прикровенное указание на рождение Христа. Перед своей кончиной праведный Иаков в одном из пророчеств, данных своим сыновьям, говорит так: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт 49, 10). Под Примирителем как раз и понимается будущий Спаситель. Смысл же всего пророчества заключается в следующем: народ избранный будет обладать свободой и государственностью до тех пор, пока в мир не придет Иисус Христос, в дальнейшем же, за Его неприятие, все будет утрачено. 


Самое же известное и яркое предсказание о рождении Спасителя, сделанное пророком Исайей, звучит так: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7, 14). В этих словах сказано не только о приходе Мессии, но и открыта тайна Боговоплощения – Спаситель должен был родиться именно от Девы, таинственно «принявшей во чреве», имя же Его – Еммануил, что в переводе с греческого значит «С нами Бог».
Иудеи хорошо знали все эти и другие тексты о Спасителе и жили в ожидании прихода Мессии. Однако же именно они не заметили исполнения пророчеств. 


Путь в Вифлеем
Итак, мы должны вернуться к событиям, которые произошли незадолго до Рождества. 
Дева Мария по достижении 14-летнего возраста более не могла жить при Иерусалимском храме. Ее родители к тому моменту уже умерли, поэтому вернуться в отчий дом Она не могла. Ситуация усугублялась и тем, что Пресвятая Дева дала обет целомудрия. В те времена для Иудеев это было большой редкостью, ведь все надеялись, что именно в их семье родится Мессия. Прибавим к этому пророчество о том, что Христос придет от рода царя Давида, из которого происходила и Богородица. Для того, чтобы разрешить столь сложную ситуацию, Её выдали замуж за престарелого родственника, Иосифа. Именно он одним из первых узнал, что пророчество исполняется: Христос придет на землю, воплотившись от Девы. 
Мы не знаем доподлинно, как проходила жизнь Богоматери и Иосифа Обручника до того момента, когда они отправились в сложный путь из Назарета в Вифлеем, чтобы выполнить повеление императора Августа и принять участие в переписи населения. Но зато мы можем проследить весь их путь. Он составлял около 160 км и пролегал по гористой местности. Дева Мария была на последнем месяце беременности, а Иосиф – достаточно стар. Поэтому дорога, на которую обычные путники тратили три дня, занял у них около десяти дней. 


Рождение Спасителя
Как мы знаем из Евангелия, в гостиницах Вифлеема не нашлось места, так как из-за переписи в Вифлееме было большое скопление людей. Деве Марии и Иосифу пришлось искать пристанище в вертепе (пещере для скота). 
Снова и снова Господь показывает нам пример истинного смирения и подлинной любви к людям. Христос пришел на Землю, воплотился и воспринял человеческую плоть, стал одним из нас, чтобы ни один человек не мог из-за ложного смирения или стыда сказать, что Бог так велик и так совершенен, а потому далек и непостижим, что и приблизиться к Нему невозможно. Господь не постыдился стать одним из нас, чтобы спасти каждого человека и напомнить нам, что люди сотворены по образу и подобию Божию. 
Не во дворце, не в роскоши, не среди сильных мира сего родился Тот, Кто стал искупительной жертвой за весь мир. Но всё же место Его рождения не было случайным. 
В Вифлееме родился и был помазан на царство царь Давид, из рода которого происходили Дева Мария и Иосиф Обручник. Именно этот город пророк Михей называет как место рождения Спасителя: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).


Новый человек
Христос исполнил пророчества о Себе: Он пришел «обновить Адама», то есть каждого человека, и дал нам образец для новой жизни и нового восприятия человека. Все мы созданы по образу и подобию Божию. И Господь воплотился и стал одним из нас, воспринял человеческую плоть, чтобы спасти свое творение. Если мы будем помнить об этом и видеть в людях в первую очередь облик Божий, то иначе станем смотреть на своих ближних и самих себя. 
Будем же хранить в сердце рождественскую радость. 

Это именно та радость, о которой Господь сказал, что ее «никто не отнимет от вас» (Ин.16:22).