Происхождение Честных Древ Креста Господня
14 августа в России чаще называют Медовым Спасом. Традиция освящать мёд и плоды нового урожая прочно закрепилась в церковном обиходе. Но всё же главное событие этого дня — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праздник этот изначально был установлен в Византии в 9 веке.
Мы с вами живем в мире передовых технологий, уникальных достижений в медицине, нам не надо беспокоиться о том, как добыть воду или обогреть дом, наш быт налажен, а знания о гигиене и возможность ее соблюдать есть у подавляющего большинства людей. Но в 9 веке о подобных благах люди даже не подозревали: ни технический прогресс, ни знания, ни орудия труда не позволяли добиться столь высокого качества жизни. Не стоит забывать также и о климатических особенностях региона, ведь в Византии (современная территория Греции и Турции) летом держится высокая температура. В сочетании с отсутствием медицинских лабораторий, антибиотиков и прочих лекарств, это приводило к массовым эпидемиям, пик которых приходился на август. Даже сейчас врачи порой бессильны перед многими болезнями, несмотря на широкие возможности диагностики, новейшую аппаратуру, лекарства и прочие научные достижения. А в древности не было ни подобных возможностей, ни надежды на помощь лекарей.
Единственным прибежищем для страждущих византийцев становился Господь. Они проходили по городу крестным ходом, неся Крест, к которому люди прикладывались с молитвой и надеждой на избавление. Крестом освящались и городские источники воды.
Интересно, что икона этого праздника весьма точно передает исторические реалии, хотя и не исчерпывается ими. Но об иконографии мы поговорим в следующей статье. А сейчас вспомним о других событиях, которые произошли в этот день.
Важный день для Руси.
Согласно хронографам 16 века, именно 14 августа (по новому стилю, 1 августа по старому) произошло знаковое событие для всего нашего государства. Событие, определившее судьбу нашего народа, задавшее новый вектор развития и соединившее нас с Богом. «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». Можно назвать этот день — днем духовного рождения русского народа, рождения во Христе.
До нас дошли сведения о поисках истинной веры равноапостольным князем Владимиром. Как мы знаем из летописи, выбор его не был случайным. Будущий просветитель со всей ответственностью и предельным вниманием подошел к этой сложной задаче. При княжеском дворе нередко обсуждались религиозные вопросы, а сам князь приглашал представителей духовенства для того, чтобы тщательно изучить все существовавшие на тот момент конфессии, а также отправлял послов в другие страны, дабы изучить особенности и менталитет разных народов. Безусловно, не последнюю роль в выборе христианства сыграло и то, что бабушка князя Владимира, равноапостольная княгиня Ольга, была христианкой. Ее мудрость и ум были широко известны, княгиню почитали и уважали еще при ее жизни. Таким образом, равноапостольная Ольга положила начало династии православных русских правителей, радевших об утверждении своего народа в вере.
В этот день мы вспоминаем ещё одного потомка равноапостольной княгини, святого князя Андрея Боголюбского. В 1164 году князь пошел войной на волжских булгар. В поход он отправился не только с дружиной. В составе войска были священнослужители, которые несли иконы Спасителя и Владимирской Божией Матери, которую особенно почитал князь Андрей. Как сообщает летописец, победа над сильным противником была одержана с Божией помощью 1 августа (по старому стилю). И в память об этом Андрей Боголюбский установил празднование Всемилостивому Спасу и Богородице.
Ветхозаветные мученики.
Ветхий Завет большинство из нас знает благодаря чтению псалмов. Мы слышим их за богослужением и читаем дома. Но помимо поэтичных строк Псалтыри, Ветхий Завет содержит ещё множество книг, посвященных событиях истории до пришествия Христова. Многие из них были драматическими, например, мученическая кончина братьев Маккавеев.
Когда во втором веке до н.э. Иерусалим захватил сирийский царь Антиох IV Епифан, местная знать и первосвященики оказали новой власти поддержку. Но очень скоро стало понятно, что новый правитель намерен полностью изменить жизнь в регионе. Он начал агрессивную политику эллинизации: повсеместно насаждались греческие обычаи, строились языческие храмы, население принуждали приносить жертвы богам. Несколько раз в Иерусалиме вспыхивали восстания, которые жестоко подавлялились Антиохом. В итоге, для того, чтобы сломить сопротивление, Иерусалимский храм был превращен в святилище Зевса и начались религиозные преследования.
Из книги Маккавеев мы можем узнать, что в 166 году до н.э. к царю был приведен девятоностолетний старец Елеазар. Его хотели использовать, дабы показать, что даже иудейские старцы подчиняются новой власти и новым обычаям, и таким образом склонить на свою сторону остальных иудеев. Но он проявил твердость духа и заявил, что не будет лицемерить и не станет предавать веру. За это Елеазар был казнен.
Затем к царю привели Соломонию и семерых её сыновей. Их тоже уговаривали отречься от веры, нарушить закон (съесть запрещенную законом Моисеевым пищу) и принести жертву богам. Но они отказались, за что были подвергнуты жестоким пыткам и убиты.
Пример святых братьев вдохновил новое восстание против захватчиков. Священник Маттафия и его сыновья возглавили восстание, которое привело к осовбождению Иерусалима и храма. Память о них до сих пор жива среди иудеев. В честь этого события установлен праздник по названием Ханука (ивр. «освящение»).
Мученическая смерть Маккавеев стала первым примером победы над врагом не в бою, а победы, одержанной духом. Это тот вид подвига, который мы затем неоднократно будем встречать среди христианских мучеников первых веков.
Интересно, что с днем памяти мучеников Маккавеев на Руси связана традиция освящать мак. Или, как еще говорят, «веять мак». Эти слова созвучны, но абсолютно несопоставимы по смыслу. Слово «маккавей» переводится с арамейского как «молот» (makkaba - оружие на врагов).
Начало Успенского поста
Последним, но не по значимости, аспектом сегодняшнего дня можно назвать начало Успенского поста. Это самый короткий пост, который длится всего две недели. Он посвящен Богородице и оканчивается 27 августа, накануне праздника Успения.
Упоминания об установлении Успенского поста появляются уже в пятом веке. Устав предполагает достаточно строгие ограничения в пище в эти две недели. Но не будем забывать, что истинный смысл поста не в еде. Во время Великого поста мы неоднократно слышали наставления о том, что же такое настоящий пост. В текстах Триоди множество раз подчеркивается, что Господь ждет от нас в первую очередь подвигов духовных: «истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Но, безусловно, ограничение в еде помогает лучше дисциплинировать себя, сосредотачиваться на вопросах нематериальных, оставляет больше времени на то, чтобы заглянуть внутрь себя, поразмыслить о собственной духовной жизни.
Нам необходимо хотя бы иногда сосредотачиваться на себе. Не преследовать эгоистические цели, а остаться с собой наедине. Ритм жизни в современном мегаполисе таков, что у человека зачастую просто нет на это времени и возможности: вокруг шум, толпы людей, проблемы на работе, а домашние хлопоты и заботы отнимают последние силы. Именно поэтому особенно ценна для нас возможность за богослужением остаться наедине с собой и Богом. Тихо молясь, вслушиваясь в слова песнопений и вникая в происходящее во время богослужения, каждый из нас имеет уникальную и важную возможность обратить взор внутрь себя, сконцентрироваться на своей душе и испытать радость от общения с Богом.